Пропонуємо до Вашої уваги фрагмент інтерв’ю, що дав власник Суднобудівного заводу «Океан» журналу «Судоходство». Якісний текст, що висвітлює декілька важливих аспектів поточного стану та перспектив «Океану». Зверніть також увагу – як «Океан» вирішує кадрове питання. Фактично завод вдало користується вільним ринком праці. В умовах, коли наявність кваліфікованих фахівців є ключовим фактором працездатності підприємства, конкурентні пропозиції з боку заводу на ринку праці стануть запорукою виконання проєктів будь якої складності. А ми зі свого боку підтверджуємо, що сьогодні на «Океані» зібралася виключно потужна команда з менеджменту, тож чекайте позитивних новин. Нижче фрагмент інтерв’ю:
– ХОЧЕТСЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ПОЗДРАВИТЬ ВАС С ПОБЕДОЙ. И, ВО-ВТОРЫХ, СПРОСИТЬ, КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ВЫ ВЫНЕСЛИ ИЗ ВАШЕЙ БОРЬБЫ ЗА «ОКЕАН»?
– Против нас был задействован такой мощный ресурс, что сложно было сохранять веру в то, что правда будет на нашей стороне. Но у нас работала очень профессиональная команда правозащитников. Арбитражный управляющий Ирина Сербин занималась процедурой банкротства и ликвидацией юридического лица, связанного с российским собственником Игорем Юсуфовым. Все было сделано по букве закона. Именно это нас защитило. Правовое государство начинается с нас. Это мой первый вывод.
Второй вывод: наше общество не понимает, как оценивать обанкротившееся предприятие. Владение заводом денег не приносит. Их приносят заказы, конкурентоспособная продукция, партнёрство с ведущими мировыми производителями. Территория, станки и специалисты — это не бизнес-модель. Развитие такого предприятия как «Океан» требует больших инвестиции, и это всегда большой риск. Ведь, чтобы отвоевать свое место, нам придётся вложить еще очень много средств и интеллектуального ресурса.
– НЕСМОТРЯ НА ИНФОРМАЦИОННУЮ АТАКУ, ЗАВОД «ОКЕАН» ЗАПОМНИЛСЯ ПРОЕКТОМ ДЛЯ EUROBULK, МОДЕРНИЗАЦИЕЙ СУДОВ ТУРЕЦКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ АВТОСТРАД «БОЛЬШОЙ СТРОЙКИ». СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАВОД ЗАГРУЖЕН РАБОТОЙ?
– Мы все время в поисках возможностей. Хотя, когда мы зашли на предприятие в 2018-м, там стояли стены и скелеты станков. Многое пришлось ремонтировать. Чтобы возобновить цикл металлообработки, мы вложили средства в механизмы и системы управления, модернизировали их под современные программные комплексы. Кроме того, заново создали и запустили в работу конструкторское бюро — и сейчас у нас работают лучшие специалисты.
Также провели модернизацию насосов сухого дока, на очереди основной и промежуточный затворы. Завод «Океан» был спроектирован для производства 60 тысяч тонн металлопродукции в год. Сегодня нам удалось нарастить объем продукции с нуля до 15 тысяч тонн. Такого результата моей команде удалось достичь меньше, чем за два года управления заводом. Наша задача в ближайшее время достичь показателей в 35-40 тысяч тонн. Это производство корпусов судов и металлоконструкций.
– РЫНКИ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛИСЬ. КАКОЕ МЕСТО В ОТРАСЛИ ЗАНИМАЕТ СЕЙЧАС «ОКЕАН»? С КЕМ КОНКУРИРУЕТЕ И ЧТО СЧИТАЕТЕ КОНКУРЕНТНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ЗАВОДА?
– Сегодня мировая практика судостроения предполагает кооперацию, когда запчасти и комплектующие изготавливают и поставляют субподрядчики, а верфь становится по сути мануфактурой по сборке: там строят металлический корпус, монтируют судовые системы и оборудование, достраивают и испытывают судно. «Океан» строился как производство закрытого цикла: заходит металл — выходит судно. В Советском Союзе на заводах все делали с нуля, только двигатель приезжал. Очевидно, что «Океан» теперь будет развивать свою модель в направлении кооперации и поиска партнеров, как этого требует современное судостроение.
В Черном море присутствуют несколько судостроительных гигантов, среди которых Fincantieri и Damen в Румынии. Для них «Океан» может изготавливать корпуса, частично достраивать суда. В этом году мы поставили голландской компании Eurobulk две баржи и получили заказ еще на шесть. Почему они обратились к нам? Наши мощности позволяют параллельно работать над несколькими заказами. Это оптимизирует расход средств, обеспечивает скорость и точность выполнения работ. Наш завод — сборочная и ремонтная база для судов любого класса. Эта база у завода сильная, и ее несложно совершенствовать.
– СЕЙЧАС ЗАВОД УВЕРЕННО ВЫХОДИТ НА МИРОВОЙ РЫНОК СУДОРЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ. ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ОБ ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ.
– Все дело в том, что завод «Океан» многофункционален. У нас есть два дока: один поменьше — плавучий, другой — большой уникальный сухой док. Одновременно на малой линии плавдока можно модернизировать до шести судов. Именно потому, что у нас есть мощности и возможность развернуть работу быстро, мы можем конкурировать в цене и скорости работ. На любом заводе в Турции, например, надо становиться в очередь, чтобы произвести элементарный ремонт или вообще подняться из воды в док. Для многих судовладельцев лучше, когда можно попасть на ремонт без очереди в Украине, чем ждать очереди в Турции. Мы сегодня работаем с судовладельцами, которые регулярно заходят в Черноморский и Азовский бассейны. Это кропотливая работа, но завод способен принимать на ремонт суда в различных размерениях, а мощности завода позволяют приступить к ремонту судна без временных потерь для судовладельца.
– ЗАВОД ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ОБОРУДОВАНИЯ И УНИКАЛЬНЫХ КРАНОВ, НО И РЕМОНТНЫХ БРИГАД. НИКОЛАЕВСКИЕ КОРАБЕЛЫ УЕЗЖАЮТ РАБОТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ ЦЕЛЫМИ БРИГАДАМИ. ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ ЭТО ПРОБЛЕМА?
– Специалисты в судостроении — это ДНК Николаева. Кадры были и остаются большой ценностью. Когда мы с командой пришли на завод, то бросили клич, чтобы николаевские корабелы возвращались домой. Мы предложили им конкурентные зарплаты, возможность не уезжать от жен и детей. И действительно удалось вернуть около 150 человек.
Но надо понимать, что наши бригады мигрируют, работают на разных верфях. Сегодня они по сути предприниматели. И мы можем в считанные дни под заказ любой сложности собрать лучшую команду. Я горжусь тем, что мы серьезно усилили наше конструкторское бюро. Сегодня у нас есть проектировщики, которые работают по мировым стандартам. Они говорят на одном языке со своими коллегами, исполнителями или заказчиками из-за границы.
Квалификация конструкторского бюро позволила адаптировать проекты к производственному циклу и реализовать сложные проекты по удлинению и переоборудованию судов. Завод «Океан» получил признание сертификационной компании Bureau Veritas и Регистра судоходства Украины как судостроительное и судоремонтное предприятие. Кроме того, «Океан» первым из николаевских верфей получил сертификат соответствия системе менеджмента ISO 9001 : 2015. Завод является членом ассоциации «Укрсудпром» и Европейской Бизнес Ассоциации.
Повний текст інтервью дивіться за посиланням на сайті журналу «Судоходство»: https://sudohodstvo.org/vasilij-kapatsyna-okean-ne-tolko-sudostroitelnyj-zavod-no-i-promyshlennyj-klaster/