Пропонуємо до вашої уваги інтерв’ю, що дав журналу “Судостроение и судоремонт” Ігор Волошин, новий власник суднобудівного заводу “Океан”. Текст нижче наводиться без купюр. Зауважимо, що ми також поділяємо помірний оптимізм щодо майбутнього суднобудування на «Океані».
– Игорь Владимирович, какие задачи стоят сегодня перед «Океаном»?
– Давайте начнем с главного. «Океан» вернулся домой, в Николаев. Завод куплен для того, чтобы возродить славу отечественного судостроения. Здесь абсолютно точно уже нет: ни бизнесменов, ни бандитов со страны-агрессора, ни известных «вітчизняних» пророссийских олигархов, ни даже каких-либо действительно уважаемых компаний западного мира.
– Замечательная перспектива, но как ее реализовать на практике?
– Ставим перед собой реальные цели. Начинаем, естественно, с судоремонта. Некоторый опыт уже есть. 28 марта 2018 года ТД «Аннона» решением комитета кредиторов было передано по договору имущество «Океана», а со 2 июля — снят запрет хозяйственную деятельность. Теперь нужно было удержать завод «на плаву». Для того, чтобы нормализовать финансовую ситуацию, еще до покупки верфи пришлось отремонтировать более 10 судов.
Мы также занялись производством металлоконструкций и элементов мостов. Сейчас перерабатываем более 1200 тонн стали ежемесячно. Важный момент — во многом это сделано для стабилизации на должном уровне квалификации наших рабочих основных специальностей. Могу со всей ответственностью заявить — строить высококачественные корпуса «Океан» может уже сейчас, без раскачки.
Поэтому судоремонт – только логичное, но ограниченное во времени развитие ситуации. Наша стратегическая задача – полнокомплектное судостроение.
– Однако постройка судов – это большие инвестиции. Сегодня много слухов о ваших возможных скандинавских партнерах. Кто они?
– Для нас сейчас важно преодолеть негативный фон, сопровождавший «Океан» много лет. Мы рассчитываем это сделать, в том числе с помощью наших европейский партнеров, которые рассматривают возможность весьма значительных, до миллиарда (не гривен), инвестиций. Да, они из Скандинавии, но назвать их, по понятным причинам, не могу, однако обещаю, что читатели «СиС» со временем узнают о них одними из первых.
– Никакие вливания не заменят квалифицированный персонал. Кто будет работать на «Океане»?
– Ситуация не столь катастрофическая, как видится многим. Костяк коллектива нам удалось сохранить. Сегодня на заводе трудится более 400 человек. Средняя зарплата, до выплаты налогов – ок. 15 000 грн. Судосборщики и сварщики, аналогично, получают в районе 20 000 грн. Кроме того, сотрудникам «Океана» по результатам продажи предприятия будет возвращена задолженность по зарплате, составляющая ныне ок. 90 млн грн.
В целом, мы рассчитываем, что со становлением предприятия сможем создать условия, которые покажутся привлекательными корабелам, ныне работающим на западных верфях. Другого пути у нас просто нет.
– Многие крупные судостроительные заводы стараются обзавестись собственными конструкторскими бюро. Будет ли «Океан» со своим КБ?
– Очень интересный вопрос. Думаю, что имеется хороший задел для реализации такой задачи. По моей оценке, на «Океане» – очень сильный отдел Главного технолога, который возглавляет Николай Иванович Ковбель, 50 лет проработавший на нашем заводе. Соответственно, здесь по сей день представлены лучшие в Николаеве специалисты. Поэтому для создания полноценного КБ уже есть отличная база.
– Надеюсь, мы и дальше будем иметь возможность следить за развитием дел на «Океане»…
– Абсолютно согласен, более того – скажу, что мы заинтересованы в публичности. Завод куплен на открытых торгах, мы декларируем патриотическую задачу реального возрождения николаевского крупнотоннажного судостроения, и поэтому во многом зависим от того – поверят ли нам корабелы города: те, кто уже уехал за лучшей долей, и те, кто собирается это сделать.
Мы должны доказать, что европейское судостроение возможно и в Украине. Поэтому – выбираем открытость!
Джерело з журналу “Судостроение и судоремонт” тут: http://sudostroy.com/igor-voloshin-o-perspektivah-verfi.html