Дослідження характеристик кораблів морської охорони

Пропонуємо до вашої уваги фрагменти доповіді «Охорона морського прикордонного простору на основі використання сучасних засобів спостерігання та нейтралізації», що представили на VIII Міжнародній конференції «Інновації в суднобудуванні та океанотехніці» д.т.н. професор В.О. Некрасов та к.т.н. доцент О.В. Бондаренко з Національного Університету Кораблебудування. Ця доповідь представляє результати низки досліджень щодо вибору типу та характеристик кораблів морської охорони України.

Хоча матеріал, що наразі пропонується не є статтею, а лише містить ілюстрації доповіді з певними лакунами, він, тим не менш, свідчить про системний підхід, наших науковців до формування корабельного складу прикордонної служби. Ми сподіваємося, що, враховуючі плани до розбудови Морської охорони ДПСУ та значний суспільний інтерес до цієї теми, надана інформація буде корисною для зацікавлених осіб та буде сприяти більш якісному плануванні та прийнятті рішень.

Надалі фрагменти оригінального тексту та ілюстрації від авторів доповіді.

Прибрежная полоса шириной 12 миль (территориальное море), прилегающая к ней зона шириной 12 миль и 200-мильная морская (исключительная) экономическая зона, конкретные очертания которых определяются межправительственными соглашениями прибрежных государств, образуют морское пограничное пространство, в котором должна обеспечиваться пограничная безопасность государства.

Основным назначением служб охраны этого пространства (Береговой охраны) является оказание властных воздействий на субъекты преступной деятельности, обеспечение режима государственной границы в территориальном море, режима в прилежащей зоне и режима в морской экономической зоне.

Для Украины морское пограничное пространство распределяется по установленным метеорологической службой районам Черного моря №1 (Северо-западная часть) и №2 (Северо-восточная часть), а также району Азовского моря – району А, рис. 1 [1].

Усиление охраны морского пограничного пространства может быть выполнено не только за счет оснащения кораблей береговой охраны современным радиолокационным оборудованием и оружием.

Немаловажную роль в усилении играет взаимодействие таких компонентов охраны пограничного пространства, как береговая служба наблюдения, катера охраны территориальных вод и корабли охраны морской экономической зоны. Этот состав определяет структуру системы береговой охраны.

Так как в такой системе ранее широко используемая операция поиска нарушителей в результате перемещения кораблей по пограничному пространству становится неэффективной, она может быть заменена операцией позиционирования, для катеров первого морского эшелона – позиционированием в порту базирования или на внешней границе охраняемого участка, для кораблей второго морского эшелона – позиционированием на внешней границе морской экономической зоны.

Эта замена позволяет ввести в рассмотрение морскую двухэшелонную систему организации борьбы с нарушителями морского пограничного пространства, основой которой являются компактные носители средств борьбы, имеющие в связи с существующей сложной международной обстановкой совмещенные функции кораблей береговой охраны и кораблей ВМФ.

Предложенная двухэшелонная система охраны морского пограничного пространства
Исходя из объема морского пограничного пространства, принадлежащего Украине, для кораблей береговой охраны различного водоизмещения и возможностей могут быть введены в рассмотрение условные зоны ответственности максимальным размером 24×12, 48×24 и 96×48 миль, перекрывающие этот объем при соответствующей расстановке катеров и кораблей (см. рис. 6,7).

При этом первой зоной ответственности будет являться прибрежная полоса территориальных вод, второй – прилежащая зона, с включением прибрежной полосы территориальных вод, и третьей – морская экономическая зона с включением в эту зону ответственности прилежащую зону и полосу территориальных вод. Линиями, пересечение которых без должных оснований или с преступной целью признается нарушением границ, являются внешняя черта территориальных вод и внешняя граница морской экономической зоны.

Для образованной рис. 6 и 7 системы охраны морского пограничного пространства сформулировано и разрешено по критерию эффективности – вероятности обнаружения и задержания нарушителей в прибрежных водах Украины и в водах ее экономической зоны – два типа задач:

1) анализа эффективности существующих катеров и кораблей охраны;
2) синтеза оптимальных по критерию эффективности катеров и кораблей.

Таблица 1 –Характеристики задержания судов-нарушителей в территориальных водах. Результаты решения условной тестовой задачи №1 (Прибрежная зона ответственности 24×12 миль, корабль в базе)
Таблица 2 –Характеристики задержания судов-нарушителей в территориальных водах. Результаты решения условной тестовой задачи №1 (Прибрежная зона ответственности 24×12 миль, корабль в базе)
Таблица 3 –Характеристики задержания судов-нарушителей в территориальных водах.
Результаты решения тестовой задачи №1 (Прибрежная зона ответственности 24×12 миль, корабль в базе)
Таблица 4 –Характеристики задержания (блокирования) судов-нарушителей в морской зоне №1.
Результаты решения тестовой задачи №2 (Морская 1-я зона ответственности 48×24 мили, корабль на границе зоны)
Таблица 5 –Характеристики задержания (блокирования) судов-нарушителей в морской зоне №1.

Результаты решения тестовой задачи №2 (Морская 1-я зона ответственности 48×24 мили, корабль на границе зоны)
Таблица 6 –Характеристики задержания (блокирования) судов-нарушителей в морской зоне №2.

Результаты решения тестовой задачи №2 (Морская 2-я зона ответственности 96×48 миль, корабль на границе зоны)
Таблица 7 –Характеристики задержания судов-нарушителей (блокирования) в морской зоне №2.

Результаты решения тестовой задачи №2
(Морская 2-я зона ответственности 96×48 миль, корабль на границе зоны)

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК КОРАБЛЕЙ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ
Таблица 8 – Результаты решения оптимизационных задач исследовательского проектирования кораблей

Установка на катерах и кораблях береговой охраны современного радиолокационного оборудования и комплексного стрелкового, артиллерийского и ракетного оружия

Рисунок 5 – Возможности современных корабельных Радиолокационных станций и Загоризонтных РЛС. Производство НИИ «Квант-Радиолокация» Украина
Использование для охраны территориальных вод катера повышенной ходкости и мореходности типа «Марлин-М», испытанного в опытовом бассейне НУК (Предложение авторов доклада)

Рисунок 7 – Корпус модели катера проекта 1100 «Марлин-М»
Рисунок 8 – Буксировочное сопротивление и буксировочная мощность катера проекта 1100 «Марлин-М»
Рисунок 9 – Катер охраны «Марлин-М», НПО «Море», скорость 45 узлов

Использование для охраны специальной экономической зоны и территориальных вод корабля повышенной ходкости и мореходности типа «Exe-Bow» (Предложение авторов доклада)

Рисунок 10 – Модель КБО «Axe-bow» при скорости хода 3,3 м/с (скорость натуры ~36 узлов,  натуры = 450 т)
Рисунок 11 – Буксировочное сопротивление и буксировочная мощность КБО «Лань» и «Axe-bow» при  = 450 т
Рисунок 12 – Корабль наблюдения “Stefan cel Mare”, Румыния, скорость 22 узла

Выводы. В результате анализа современных изменений природы нарушений морского пограничного пространства и средств обнаружения нарушителей и их нейтрализации показана необходимость внесения изменений в структуру и технологию береговой охраны — организацию двухэшелонной системы береговой охраны, которая одному из эшелонов охраны ставит в соответствие ранг катеров охраны территориальных вод и другому – ранг кораблей охраны специальной экономической зоны.

Обоснование необходимости перехода к такой организационной структуре охраны выполнено на основе формулировки и решения специального цикла задач анализа и синтеза.

В результате решения таких задач, составленных для однокорпусных водоизмещающих катеров и кораблей, предназначенных для охраны морского пограничного пространства Украины, установлены следующие значения оптимальных их проектных характеристик:
– для катера охраны территориальных вод – водоизмещение порядка 50 тонн при улучшенной ходкости (скорости хода 45 узлов на тихой воде) и повышенной мореходности,
– для корабля охраны морской экономической зоны – водоизмещение порядка 500 тонн при улучшенной ходкости (скорости хода на тихой воде 33 узла) и повышенной мореходности.

С помощью дополнительных испытаний в опытовом бассейне НУК в качестве таких перспективных катеров и кораблей охраны территориальных вод Украины и ее специальной экономической зоны определены:
— реданный катер со свободно вентилируемым зареданным пространством и системой интерцепторов типа «Марлин-М» и
— корабль типа «Exe-Bow».

Этими же решениями также обоснован определяющий для Украины результат – при применении в охране морского пограничного пространства катеров и кораблей повышенной ходкости и мореходности с современными средствами обнаружения и современным оружием экономически невыгодным становится использование кораблей большого водоизмещения, достаточно введения в строй компактных, быстроходных и мореходных средств реализации охранных действий, совмещающих функции кораблей береговой охраны с функциями кораблей ВМФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННІХ ИСТОЧНИКОВ
1. Справочные данные по режиму ветра и волнения Балтийского, Северного, Черного, Азовского и Средиземного морей. – СПб: Российский морской регистр судоходства, — 2006.
2. Нєкрасов В. О. Концепція комплексного оцінювання ефективності та надійності кораблів берегової охорони / В. О. Нєкрасов, О. В. Бондаренко // Перспективні тренди розвитку науки: техніка і технології. В 2 книгах. К 1.: монографія / В. О. Нєкрасов, О. В. Бондаренко. – Одеса, КУПРИЕНКО С.В. — 2016.