Олена Жукова – керівник ПКБ MDEM

Радимо прочитати бесіду кореспондента «Южной Правды» з керівником ТОВ «МДІМ» Оленою Жуковою. Публікація цікава тим, що складає уявлення як про особистість керівника найкрупнішого Миколаївського проєктно-конструкторського бюро, так і про саме підприємство та поточну ситуацію та тенденції суднобудівного ринку. Нижче фрагмент оригіналу публікації:

Карантинные ограничения заставили существенно изменить весь формат работы предприятия. Здесь можно выделить несколько основных аспектов. Во-первых, нужно было реорганизовать рабочую среду для эффективной удаленной работы, такое изменение для инженерной компании имеет специфику и повышенную сложность по сравнению с другими видами бизнеса. Успешно выполнить эту задачу удалось при поддержке глобальной ІT службы концерна DAMEN, в который входит компания, а также благодаря слаженным действиям собственных специалистов, осуществивших срочное перемещение парка компьютерной техники по домам сотрудников с немедленным решением проблем подключения в корпоративную сеть.

«Трудности с выводом людей на удаленную работу связаны не только с тем, чтобы выполнять свои задачи из дому. Хотя и это для многих стало испытанием совместить семейные дела и рабочие встречи, обеспечить себе комфортные условия для требующей концентрации работы – непросто. Плюс потребовались перестройка коммуникаций и навыков работы с электронными носителями информации. Ведь работа, когда не видишь своих коллег и не все «лежит где надо», существенно отличается от привычной в офисе. Во-вторых, нужно было по-новому наладить целый ряд системных процессов, а также пересмотреть планы и бюджеты, поскольку изменились загруженность и объемы контрактов, а следовательно, и доходы. В результате временный переход на четырехдневную неделю работы и участие в государственной программе поддержки по временной безработице. Благодаря слаженной и профессиональной работе антикризисной команды удалось скоординировать работу всех подразделений и стабилизировать операции», – говорит Елена Жукова.

На работу компании повлияли и ограничения, вводимые разными странами. Так, группа поддержки строительства судов на верфи в Мангалии была вынуждена срочно эвакуироваться из-за карантина, вызванного распространением коронавируса. Сейчас эти работы проводятся дистанционно.

«В прошлом году замедлилась мировая экономика, и сейчас все в ожидании ее дальнейшего роста. В некоторых регионах началось переосмысление своих геополитических интересов, в том числе и со стороны крупных рыночных игроков. В условиях падения спроса и откладывания инвестиционных решений обострилась конкурентная борьба на судостроительном рынке.

Многие сообщества пришли к пониманию того, что к старой форме сотрудничества мир уже не вернется. Это стало толчком к построению новых бизнес-связей, цифровизации и активному внедрению технологий, связанных с Индустрией 4.0 и способных дать конкурентное преимущество в новых условиям. Многие государства усилили поддержку развития инновационной экономики как для сохранения лидерства, так и для сокращения отставания своих экономик в определенных сегментах. Стал еще более актуальным анализ того, какие виды деятельности приносят ценность для развития бизнеса, какие бизнес-процессы, человеческие качества и компетенции важны для выживания предприятия», – информирует Елена Жукова.

Елена Жукова отмечает, что роль информационных платформ для устойчивости бизнеса будет возрастать и в дальнейшем. Например, есть очень перспективное направление – особенно для корабелов – PLM-системы, связанные с автоматизацией процессов управления полным жизненным циклом судна. Оно предполагает создание цифрового двойника для симуляции физических и бизнес-процессов, происходящих с момента создания и до утилизации судна. Те компании, которые первыми предложат свои наработки в этой сфере, получат конкурентное преимущество.

Еще один нюанс – переосмысление происходящего коснулось и приоритетности инноваций. Несмотря на то что из-за карантина в мире были приостановлены многие капитальные инвестиции, стали более четко вырисовываться приоритетные направления.

«Первостепенны инновации, касающиеся операционной устойчивости компании. Перепланирование, пересмотр бюджетов – это все потребовало «прокачать» все функции управления предприятием. Рассматривались и самые крайние меры, в том числе и сценарии по сокращению персонала. К счастью, они так и не были реализованы. Хотя и пришлось перейти на 4-дневную рабочую неделю. Пока удалось найти вариант, который предусматривает сохранение рабочих мест во всех подразделениях компании в ожидании возврата на «пятидневку». Переосмысливая происходящее, мы поняли, что объединение усилий, в том числе и с другими предприятиями, поможет существенно улучшить ситуацию в отрасли», – рассказывает руководитель компании.

Здесь будет уместным сделать небольшое отступление. MDEM – это мультисервисная инжиниринговая компания, в основе которой находится конструкторское бюро. Иными словами, предприятие занимается проектированием судов и предоставлением высокотехнологичных цифровых сервисов, охватывающих все этапы судостроительного цикла. В частности, здесь было разработано более 400 проектов, по которым уже сегодня строятся суда на верфях во всех уголках мира. За 15 лет компания стала лидером в развитии интеллектуальных цифровых сервисов в судостроении и самой большой инжиниринговой компанией международного концерна DAMEN.

MDEM занимается базовым и рабочим проектированием для внутренних клиентов. Основной портфель услуг включает в себя выполнение расчетов и чертежей, 3D-моделей конструктивных элементов судна и его систем, а также разработку другой технической документации. В составе концерна DAMEN функционируют 36 верфей. Ближайшие к Николаеву и самые крупные заводы находятся в Румынии, в городах Галац и Мангалия. «Самое тесное сотрудничество у нас налажено с румынскими верфями, где наши инженеры могут на практике ознакомиться с современными судостроительными технологиями, осуществить сопровождение проектов и принять участие в редизайне процессов передачи и обработки производственной информации. Также выполняются проекты для заводов, расположенных в Голландии, ОАЭ, Китае, Вьетнаме и других странах, поэтому сотрудникам нашей компании предоставляется возможность познакомиться с великим многообразием бизнес-культур мира», – рассказывает Е. Жукова.

Судостроительный завод в Мангалии, ранее принадлежавший Daewoo Heavy Industries, начал работу в составе концерна DAMEN со 150-метрового пассажиро-автомобильного парома для компании «SEASPАN», что потребовало пересмотра технологии производства по новым стандартам. Это судно, водоизмещением 6915 тонн, оснащено двумя мощными гибридными двухтопливными главными двигателями, работающими на газе и дизеле.

В мире постоянно ужесточаются экологические требования, и новым трендом в судостроении являются так называемые «зеленые» суда. «За последние три года компания приняла участие в разработке целого ряда проектов паромов, в том числе и с электроприводом гребного винта. Один из них – для озера Онтарио (на границе США и Канады). Его длина 98 метров, он рассчитан на перевозку 399 пассажиров и 80 автомобилей. Этот регион эксплуатации связан с повышенными экологическими требованиями, удовлетворение которых потребовало применения неординарных конструкторских решений. Так, например, это судно оснащено двумя дизель-генераторами с аккумуляторными батареями и возможностью подключения к питанию с береговой энергетической системы», – информирует директор компании.

Еще одна знаковая работа компании – проект судна-снабженца буровых платформ. Оно отличается инновационной конструкцией и обеспечивает безопасность плавания во время шторма до пяти баллов. Также в портфеле разработок компании есть патрульные и прогулочные катера, плавучие доки, дноуглубительные суда и многое другое.

Но MDEM занимается не только проектированием судов. Одним из важных этапов ее развития стал запуск дополнительных сервисов, для чего были сформированы такие подразделения, как «Исследования и разработки», «Инженерные сервисы», «Поддержка цифровых платформ», «Цифровой маркетинг», и «Информационные технологии».

Такой широкий спектр предоставляемых компанией интеллектуальных услуг требует незаурядных качеств и от ее руководителя. И они у Елены Жуковой есть. Она умна, энергична, эрудирована, талантливый организатор и профессионал высокого класса.

Ее родители работают в сфере науки и образования. Отец – сотрудник НКИ, и для нее с детства была хорошо знакома университетская среда. Поэтому, когда пришло время выбора вуза, вопросов не возникло. Она поступила туда в 1991 году на инженерно-экономический факультет.

А свою трудовую деятельность Елена Юрьевна начала в научно-производственной компании «AMICO» еще в студенческие годы. В то время предприятию нужен был главный бухгалтер, что открыло возможность раннего освоения этой профессии. В 1996 году она окончила УГМТУ (так в тот момент именовался НУК) с красным дипломом. Далее год в аспирантуре, а потом идет работать на завод «Океан» в отдел внешнеэкономической деятельности. Это был ее первый шаг в судостроении и знакомство с мировой морской индустрией. Проработав на заводе три года, она начинает реализовывать собственные бизнес-идеи, и в 2000 году основывает свою первую компанию «Марин Дизайн Сервис».

Это предприятие специализировалось на предоставлении услуг поддержки строительства на верфях Португалии и Египта для заказчиков из Германии и Израиля по проектам Дании, Норвегии и Голландии под наблюдением американского классификационного общества.

Следующим заметным этапом в трудовой деятельности Елены Жуковой стал 2006 год. Тогда небольшая группа наших инженеров занялась конструкторской деятельностью для испанского заказчика. И в это же время происходит ряд событий в украинском судостроении: DAMEN продает норвежской корпорации AKER Yards николаевский завод «Океан». Вместе с заводом к норвежцам перешло и проектно-конструкторское подразделение. А у DAMEN появляется потребность в инжиниринговой структуре, которая находилась бы в Украине. Эту нишу и занял конструкторский коллектив компании «Марин Дизайн Сервис», который стал фундаментом для основания компании «Марин Дизайн Инжиниринг Николаев». А в 2010 году MDEM полностью вошла в состав концерна DAMEN.

Следует отметить, что после получения диплома Елена Юрьевна не теряла связи со своей alma mater – Национальным университетом кораблестроения. С 2012 года она совмещает свою производственную деятельность с научно-преподавательской, в результате защита кандидатской диссертации и получение звания доцента. Несмотря на повышенную занятость есть множество преимуществ от этого разнообразия сфер общения. Например, в прошлом году чтение новой дисциплины «Этика и бизнес-культура» позволило переосмыслить и поделиться опытом по вопросам этических кодексов, кросс-культурных различий, защиты авторского права и равенства прав на реализацию собственного потенциала. А удаленный режим обучения помог вписать работу с курсом в насыщенный график руководителя.

Но вернемся к настоящему моменту. По мнению Елены Жуковой, есть три фактора, которые могут, особенно в посткарантинный период, позитивно повлиять на развитие морской индустрии. Первый – объединение усилий с другими предприятиями. Поэтому компания МDEM стала одним из инициаторов создания в Николаеве Морского кластера Украины – структуры, которая обеспечит эффективное взаимодействие предприятий морехозяйственного комплекса с научными и учебными заведениями, органами местной власти и международными партнерами.

Развитие Морского кластера Украины (МКУ) поможет решить насущные проблемы и судостроительных предприятий. Особенно сейчас, когда государственная поддержка отрасли начинает обсуждаться, организация будет способствовать восстановлению промышленных цепочек, защите прав собственников предприятий, лоббированию законотворческих инициатив.

Oсенью состоялось обучение команды кластера по европейской программе кластерного менеджмента. Совсем недавно была проведена первая стратегическая сессия кластера, в результате которой было собрано 85 инициатив развития в различных сферах деятельности морской отрасли в нашем регионе. В течение февраля планируется провести их экспертную оценку и подготовить 5 – 7 проектов, которые будет целесообразно реализовать в ближайшее время. В марте результаты предложат на рассмотрение представителям Еврокомиссии для сотрудничества с международными партнерами, которые заинтересованы в дальнейшем развитии морской индустрии в Украине.

Второй фактор для успешного развития – приобретение новых актуальных знаний и навыков. Следует отметить, что МDEM поддерживает культуру постоянного обучения и развития персонала, в том числе, организовывает тренинговые программы для студентов в развитие концепции дуального образования для инженеров. Например, осенью в компании реализован пилотный проект виртуального тренингового центра, который позволяет пройти стажировку с использованием мультимедийных учебных материалов, доступом в рабочую среду Cadmatic и организацией процесса на платформе управления обучением.

А третий фактор – возобновление мероприятий социально-культурного характера, в которые была вовлечена компания до карантина. Среди таких важную роль для поддержания формы и укрепления духа играет спорт. «Вопреки трудностям этого года две команды МDEM – футбольная и баскетбольная – продолжили свою деятельность: как тренировочный процесс, так и выступления на региональных площадках.

Несмотря на перенос сроков, успешно прошли такие соревнования, как чемпионат Украины по баскетболу среди ветеранов, турнир памяти профессора Александрова и кубок Корабелов. Именно спортивные мероприятия всеукраинского масштаба продемонстрировали, как эффективно к новым условиям адаптировались спортсмены, сохранив энтузиазм и готовность сражаться за победу», – говорит руководитель МDEM.

Елена Жукова всегда любила спорт и уделяла ему много внимания, и карантинный период не стал исключением. Она уверена, что «удаленка» способствует малоподвижному образу жизни и, тем самым, подрывает здоровье, а именно спорт помогает сбалансировать нагрузку на организм и сохранить связь с реальным миром.

Такое отношение к спорту она унаследовала от своей семьи. «Мои родители всегда хорошо учились и практически всю жизнь занимались спортом: в свое время их приглашали в сборную команду СССР по легкой атлетике. У нас до сих пор поддерживаются спортивные традиции. Мы с папой занимаемся ветеранским баскетболом, мама – йогой, она рекордсменка Украины по ветеранской легкой атлетике», – рассказывает Елена Жукова.

Заметно, что спортивные традиции, привитые когда-то в семье, сегодня культивируются и в компании MDEM. Предприятие заботится о своих сотрудниках через продвижение здорового образа жизни.

И снова вернемся к семье. «Мой отец Юрий Данилович Жуков, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, заведующий кафедрой «Морского приборостроения». Он не просто выпускник НКИ, а продолжает быть сотрудником этого ВУЗа, несмотря на уникальное многообразие профессиональной карьеры. Ведь он был у истоков создания нескольких известных в городе предприятий, в том числе, компании «AMICO», конструкторского бюро SDEU – «Ship Design Engineering Ukraine», и вновь созданной компании «C-Job Nikolaev», – продолжает рассказ Елена Юрьевна.

По ее мнению, системные достижения в науке и бизнесе невозможны без надежного тыла, а именно без поддержки семьи. «За любыми достижениями стоит не только огромный труд, но и длительные командировки, стрессы и сомнения на фоне неудач. Преодолеть все эти испытания нам с отцом помогает наша мама – Жукова Любовь Павловна, педагог с многолетним стажем, преподаватель информатики в политехническом колледже», – утверждает моя собеседница.

В 2021 году компания МDEM будет отмечать свой 15-летний юбилей. За это время она заняла лидерские позиции в развитии интеллектуальных цифровых сервисов в судостроении Украины и стала самой крупной инжиниринговой компанией международного концерна DAMEN. «За эти годы достигнуто немало, но особенно хотелось бы вспомнить прошлый год. Конечно, из-за карантина приостановлен рост компании, но вместе с тем стало очевидно, какую важную роль играет MDEM как в конкурентной борьбе материнской компании, так и в деле создания рабочих мест в индустриальном хайтек сегменте Украины. Понимание своей ценности для всех стейкхолдеров исключительно важно для выбора направлений развития компании в условиях так называемой «новой нормальности», – уверена Елена Юрьевна.

Сегодня есть четкое понимание того, какие продукты будут востребованы после начала восстановления мировой экономики. «Для нашего дивизиона, прежде всего, речь идет о среднетоннажных судах. В том числе, и судах повышенной сложности, таких как суда-снабженцы платформ, среди которых и платформы, производящие «зеленую» энергию. Востребованными останутся паромы, особенно с использованием гибридных силовых установок. Сейчас уже проводятся практические расчеты по использованию на конкретных судах новых, альтернативных видов топлива, таких как метанол и водород. Продолжается изучение новых конструкций специальных «парусов», способных использовать энергию как ветра, так и солнца. Конечно же, практическое применение всех этих новшеств будет зависеть от их экономической целесообразности», – подчеркивает директор.

Сегодня компания MDEM интегрирована в международные структуры судостроения и, в основном, с ними и работает. Но моей собеседнице небезразлично будущее Николаева. Она хочет видеть его успешным и процветающим. По ее мнению, бизнес, работающий в морской индустрии, должен объединять компетенции и ресурсы как для усиления собственных конкурентных позиций, так и для развития инновационной экосистемы региона. Совместно противостоять экономическим и технологическим вызовам гораздо более перспективно. Проведение исследований и разработок требует развитой инфраструктуры с новейшим оборудованием, программным обеспечением, сертификационными и тренинговыми центрами, что требует инвестиций, которые ни бизнес, ни власть не могут сгенерировать в достаточном объеме сами.

Здесь свою роль должен сыграть Морской кластер. Объединение в эту структуру предприятий, учебных заведений и общественных организаций способно дать импульс развитию не только отрасли, но и Николаева в целом.

Повний текст за посиланням: http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/60464