Інтерв’ю Василя Капацини, власника Суднобудівного заводу «Океан»

Пропонуємо до Вашої уваги фрагмент інтерв’ю, що дав власник Суднобудівного заводу «Океан» журналу «Судоходство». Якісний текст, що висвітлює декілька важливих аспектів поточного стану та перспектив «Океану». Зверніть також увагу – як «Океан» вирішує кадрове питання. Фактично завод вдало користується вільним ринком праці. В умовах, коли наявність кваліфікованих фахівців є ключовим фактором працездатності підприємства, конкурентні пропозиції з боку заводу на ринку праці стануть запорукою виконання проєктів будь якої складності. А ми зі свого боку підтверджуємо, що сьогодні на «Океані» зібралася виключно потужна команда з менеджменту, тож чекайте позитивних новин. Нижче фрагмент інтерв’ю:

– ХОЧЕТСЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ПОЗДРАВИТЬ ВАС С ПОБЕДОЙ. И, ВО-ВТОРЫХ, СПРОСИТЬ, КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ВЫ ВЫНЕСЛИ ИЗ ВАШЕЙ БОРЬБЫ ЗА «ОКЕАН»?

– Против нас был задействован такой мощный ресурс, что сложно было сохранять веру в то, что правда будет на нашей стороне. Но у нас работала очень профессиональная команда правозащитников. Арбитражный управляющий Ирина Сербин занималась процедурой банкротства и ликвидацией юридического лица, связанного с российским собственником Игорем Юсуфовым. Все было сделано по букве закона. Именно это нас защитило. Правовое государство начинается с нас. Это мой первый вывод.

Второй вывод: наше общество не понимает, как оценивать обанкротившееся предприятие. Владение заводом денег не приносит. Их приносят заказы, конкурентоспособная продукция, партнёрство с ведущими мировыми производителями. Территория, станки и специалисты — это не бизнес-модель. Развитие такого предприятия как «Океан» требует больших инвестиции, и это всегда большой риск. Ведь, чтобы отвоевать свое место, нам придётся вложить еще очень много средств и интеллектуального ресурса.

– НЕСМОТРЯ НА ИНФОРМАЦИОННУЮ АТАКУ, ЗАВОД «ОКЕАН» ЗАПОМНИЛСЯ ПРОЕКТОМ ДЛЯ EUROBULK, МОДЕРНИЗАЦИЕЙ СУДОВ ТУРЕЦКИХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ АВТОСТРАД «БОЛЬШОЙ СТРОЙКИ». СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАВОД ЗАГРУЖЕН РАБОТОЙ?

– Мы все время в поисках возможностей. Хотя, когда мы зашли на предприятие в 2018-м, там стояли стены и скелеты станков. Многое пришлось ремонтировать. Чтобы возобновить цикл металлообработки, мы вложили средства в механизмы и системы управления, модернизировали их под современные программные комплексы. Кроме того, заново создали и запустили в работу конструкторское бюро — и сейчас у нас работают лучшие специалисты.

Также провели модернизацию насосов сухого дока, на очереди основной и промежуточный затворы. Завод «Океан» был спроектирован для производства 60 тысяч тонн металлопродукции в год. Сегодня нам удалось нарастить объем продукции с нуля до 15 тысяч тонн. Такого результата моей команде удалось достичь меньше, чем за два года управления заводом. Наша задача в ближайшее время достичь показателей в 35-40 тысяч тонн. Это производство корпусов судов и металлоконструкций.

– РЫНКИ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛИСЬ. КАКОЕ МЕСТО В ОТРАСЛИ ЗАНИМАЕТ СЕЙЧАС «ОКЕАН»? С КЕМ КОНКУРИРУЕТЕ И ЧТО СЧИТАЕТЕ КОНКУРЕНТНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ЗАВОДА?

– Сегодня мировая практика судостроения предполагает кооперацию, когда запчасти и комплектующие изготавливают и поставляют субподрядчики, а верфь становится по сути мануфактурой по сборке: там строят металлический корпус, монтируют судовые системы и оборудование, достраивают и испытывают судно. «Океан» строился как производство закрытого цикла: заходит металл — выходит судно. В Советском Союзе на заводах все делали с нуля, только двигатель приезжал. Очевидно, что «Океан» теперь будет развивать свою модель в направлении кооперации и поиска партнеров, как этого требует современное судостроение.

В Черном море присутствуют несколько судостроительных гигантов, среди которых Fincantieri и Damen в Румынии. Для них «Океан» может изготавливать корпуса, частично достраивать суда. В этом году мы поставили голландской компании Eurobulk две баржи и получили заказ еще на шесть. Почему они обратились к нам? Наши мощности позволяют параллельно работать над несколькими заказами. Это оптимизирует расход средств, обеспечивает скорость и точность выполнения работ. Наш завод — сборочная и ремонтная база для судов любого класса. Эта база у завода сильная, и ее несложно совершенствовать.

– СЕЙЧАС ЗАВОД УВЕРЕННО ВЫХОДИТ НА МИРОВОЙ РЫНОК СУДОРЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ. ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ОБ ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ.

– Все дело в том, что завод «Океан» многофункционален. У нас есть два дока: один поменьше — плавучий, другой — большой уникальный сухой док. Одновременно на малой линии плавдока можно модернизировать до шести судов. Именно потому, что у нас есть мощности и возможность развернуть работу быстро, мы можем конкурировать в цене и скорости работ. На любом заводе в Турции, например, надо становиться в очередь, чтобы произвести элементарный ремонт или вообще подняться из воды в док. Для многих судовладельцев лучше, когда можно попасть на ремонт без очереди в Украине, чем ждать очереди в Турции. Мы сегодня работаем с судовладельцами, которые регулярно заходят в Черноморский и Азовский бассейны. Это кропотливая работа, но завод способен принимать на ремонт суда в различных размерениях, а мощности завода позволяют приступить к ремонту судна без временных потерь для судовладельца.

– ЗАВОД ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ОБОРУДОВАНИЯ И УНИКАЛЬНЫХ КРАНОВ, НО И РЕМОНТНЫХ БРИГАД. НИКОЛАЕВСКИЕ КОРАБЕЛЫ УЕЗЖАЮТ РАБОТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ ЦЕЛЫМИ БРИГАДАМИ. ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ ЭТО ПРОБЛЕМА?

– Специалисты в судостроении — это ДНК Николаева. Кадры были и остаются большой ценностью. Когда мы с командой пришли на завод, то бросили клич, чтобы николаевские корабелы возвращались домой. Мы предложили им конкурентные зарплаты, возможность не уезжать от жен и детей. И действительно удалось вернуть около 150 человек.

Но надо понимать, что наши бригады мигрируют, работают на разных верфях. Сегодня они по сути предприниматели. И мы можем в считанные дни под заказ любой сложности собрать лучшую команду. Я горжусь тем, что мы серьезно усилили наше конструкторское бюро. Сегодня у нас есть проектировщики, которые работают по мировым стандартам. Они говорят на одном языке со своими коллегами, исполнителями или заказчиками из-за границы.

Квалификация конструкторского бюро позволила адаптировать проекты к производственному циклу и реализовать сложные проекты по удлинению и переоборудованию судов. Завод «Океан» получил признание сертификационной компании Bureau Veritas и Регистра судоходства Украины как судостроительное и судоремонтное предприятие. Кроме того, «Океан» первым из николаевских верфей получил сертификат соответствия системе менеджмента ISO 9001 : 2015. Завод является членом ассоциации «Укрсудпром» и Европейской Бизнес Ассоциации.

Повний текст інтервью дивіться за посиланням на сайті журналу «Судоходство»: https://sudohodstvo.org/vasilij-kapatsyna-okean-ne-tolko-sudostroitelnyj-zavod-no-i-promyshlennyj-klaster/